В 2020 г. исполнилось 30 лет российскому антимонопольному регулированию. За это время
деятельность Федеральной антимонопольной службы и ее предшественников не раз то подвергалась критике, то заслуживала позитивную оценку бизнеса и профессионального сообщества.
В таймлайне собраны все значимые события, связанные с деятельностью антимонопольной службы в России, которые разделены на несколько типов. Новое законодательство, расширение полномочий службы, громкие дела, тренды антимонопольного регулирования, а также оценка службы - все это нашло отражение в этой исторической «змейке».

Николай Вознесенский,
партнер, руководитель антимонопольной практики
Вryan Cave Leighton Paisner
Виталий Дианов,
Партнер Вryan Cave Leighton Paisner
Статья опубликована в Legal Insight. 2020. №10.

14 июля утвержден Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
Принят Закон «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
ФАС России получила полномочия по контролю над применением закона о госзакупках
Принят первый "антимонопольный пакет"
Вступил в силу Закон «О защите конкуренции», объединивший Закон «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
1990 год
1991 год
2006 год
2006 год
Законодательство
Полномочия службы
Впервые введены оборотные штрафы в КоАП РФ
ФАС России получила полномочия по контролю над иностранными инвестициями в стратегические отрасли
Одной из самых обсуждаемых сделок, которая так и не состоялась из-за запретов, установленных законодательством о стратегических инвестициях, стало приобретение Eurasia Drilling Company (EDC) компанией Schlumberger.
Принято постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», разрешившее целый ряд спорных вопросов, возникавших в практике применения антимонопольного законодательства
2007 год
2008 год
2008 год
Громкий кейс
Тренд, эпоха
Принят второй "антимонопольный пакет"
- расширены полномочия антимонопольной службы, в частности, ей предоставлено больше возможностей для проведения выездных, в том числе внеплановых, проверок («рейдов на рассвете»);
- уточнен порядок уплаты оборотных штрафов;
- усилен контроль над антиконкурентными действиями органов власти;
- введено требование о раскрытии конечного выгодоприобретателя;
- повышены пороговые значения активов организаций с целью экономической концентрации;
- принята новая редакция ст. 178 УК РФ, в рамках которой введена ответственность за наиболее серьезные нарушения антимонопольного законодательства.
Нефтяная отрасль
ФАС России в 2008-2009 гг. рассмотрела «две волны» дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов.
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» оштрафовано на 4,2 млрд руб., ОАО «НК «Роснефть» – на 5,28 млрд руб., ОАО «Лукойл» – на 6,5 млрд руб., ОАО «Газпром нефть» – на 4,7 млрд руб.
Рекордное количество решений по делам об антиконкурентных согласованных действиях
Антиконкурентные согласованные действия торговых сетей выразились в навязывании поставщикам невыгодных однотипных по содержанию ценовых и неценовых условий.
Антимонопольный орган выявил более 40 дискриминационных условий, среди них:
- плата за вход в сеть (50-150 тыс. руб.),
- плата за ввод новой продукции,
- оплата маркетинговых услуг,
- значительная отсрочка платежей за реализуемый товар (до 45 дней),
- а также высокие штрафы за нарушения при поставке (нарушение сроков и недопоставка товара), предоставление скидок при проведении акций и промоакций (от 2% до 10% от цены товара).
Торговые сети обжаловали решение антимонопольного управления в судебном порядке.
2009 год
2008-2009 годы
2008-2009 годы
2009 год
2010 годы
Принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), направленный на создание прозрачного порядка осуществления торговой деятельности. Так, установлено ограничение вознаграждения за продажу оговоренного объема продовольственных товаров в размере не более 10% от цены. Также Законом о торговле установлены ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. ФАС России разработала предложения по внесению изменений в КоАП, направленные на применения требований Закона о торговле.
Международное издание Global Competition Review (GCR) подготовило рейтинг эффективности деятельности конкурентных ведомств за 2010 год. ФАС России в рейтинге заняла 19 место, получив 3 балла по пятибалльной шкале и оценку «хорошо».
Рейтинг
2012 год
ФАС России начинает контролировать закупки государственных компаний
Принят третий "антимонопольный пакет"
- введены механизмы предупреждения и предостережения;
- конкретизированы требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям;
- изменен порядок предоставления государственного и муниципального имущества;
- закреплен административный порядок обжалования результатов торгов;
- определены смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
Третий «антимонопольный пакет» дополнил инструментарий антимонопольных органов такими правовыми средствами воздействия, как предостережение и предупреждение. Результативность их введения подтверждается статистическими данными о динамике антимонопольных дел. Так, если в 2012 г. антимонопольные органы рассматривали 10 тыс. дел, треть из которых обжаловалась в судах, то с введением предупреждений (число которых в первый год составило более 5,5 тыс.) количество антимонопольных дел сократилось до 4 тыс.
2012 год
Фармацевтическая отрасль
ФАС России рассмотрела ряд дел по отказу от заключения договора с дистрибьюторами.
ФАС России разрешает коллизию с иностранным правом – хозяйствующие субъекты могут учитывать применимые иностранные законы (американский FCPA, британский Bribery Act и др.) при принятии решений о работе с контрагентами, но не вправе отказываться от сотрудничества без доказательств потенциального нарушения названных законов, а при наличии российского закона, направленного на урегулирование схожих отношений (например, законодательство о противодействии коррупции) следует ориентироваться на его требования.
В 2016 г. Ассоциацией европейского бизнеса был разработан Кодекс добросовестных практик в фармацевтической отрасли, устанавливающий общие правила взаимодействия между компаниями-производителями и другими участниками рынка (покупателями, дистрибьюторами, госзаказчиками и т.д.). Кодекс имел ограниченный эффект на рынок.
Дело в отношении ООО «БМВ Русланд трейдинг» и ООО «ТД «Эквинет» за заключение эксклюзивного договора с на поставку элементов корпоративной символики, мебели официальным дилерам BMW (официальные дилеры и сервисные центры BMW не смогут самостоятельно закупать оборудование).
Дело было прекращено ФАС России, поскольку анализ закупочной деятельности дилеров BMW показал, что они осуществляют закупку сервисного оборудования у различных поставщиков. Фактов запрета дилерам BMW закупать оборудование у иных поставщиков, а также факта заключения между ООО «БМВ Русланд Трейдинг» и ООО «ТД «Эквинет» эксклюзивного соглашения, обнаружено не было. Согласившись с неудачными формулировками письма, ООО «БМВ Русланд Трейдинг» дополнительно разослало всем своим дилерам разъяснения о том, что они вправе самостоятельно выбирать поставщиков оборудования, удовлетворяющих требованиям компании BMW.
2013-2014 годы
ФАС России совместно с АЕБ разработал Кодекс поведения автопроизводителей, закрепивший базовые принципы и правила поведения на соответствующем рынке, включая вопросы авторизации и расторжения договоров с дилерами, оказания влияния на их ценообразование, осуществления гарантийного ремонта и др. Кодекс заложил стандарты поведения автопроизводителей на рынке и используется подавляющим большинством участников рынка.
В «Принципах экономического анализа практик ценообразования» впервые были описаны правила ценообразования для экспорто- и импортоориентированных рынков, а также правила допустимости различного ценообразования для российских и иностранных потребителей.
2013 год
2014 год
Формируется Евразийская Экономическая Комиссия, к компетенции которой отнесен контроль за соблюдением общих правил конкуренции Евразийского Экономического Союза на трансграничных рынках (рынках, охватывающих территории двух и более государств – членов Союза).
Ратификация 12 мая 2015 года Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции дает формальный старт работе ЕЭК по антимонопольным вопросам.
Исключена уголовная ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением
ФАС России получила полномочия в сфере контроля гособоронзаказа и тарифного регулирования
2014-2015 годы
2015 год
Четвертый «антимонопольный пакет»:
- институты предупреждения и предостережения расширены на действия органов власти и недобросовестную конкуренцию;
- созданы коллегиальные органы ФАС России, которые стали пересматривать нарушающие единообразие решения и предписания УФАС, а также давать разъяснения по вопросам правоприменения;
- отменен реестр хозяйствующих субъектов с рыночной долей 35%;
- появился институт заключений об обстоятельствах дела
ФАС России признала, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС Android.
ФАС России и Google заключили мировое соглашение, в соответствии с которым Google обязался:
- прекратить препятствовать установке «чужих» сервисов на смартфоны, использующие ОС Android;
- выплатить штраф.
В 2018 г. Еврокомиссия возбудила дело по схожим обстоятельствам и признала, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке ОС Android.
2015 год
ФАС России начинает активно взаимодействовать с профессиональными объединениями (ОКЮР, Ассоциацией антимонопольных экспертов, РСПП) для подготовки разъяснений Президиума ФАС России
Политика по дерегулированию тарифов (на услуги стивидорных компаний, в сфере теплоснабжения, на услуги в аэропортах) и переход к антимонопольным методам контроля за ними. ФАС России возбудила ряд антимонопольных дел против стивидоров.
Ведомство исследовало рынок стивидорных услуг в морских портах РФ в период с 2013 по 2015 гг. и обнаружило, что с момента отмены ценового регулирования в среднем цены на услуги стивидоров выросли в 2,5 раза, а по отдельным позициям — более чем в 10 раз.
В подавляющем большинстве случаев стивидоры устанавливали тарифы на свои услуги в иностранной валюте.
Решения антимонопольного органа обжаловались в суде, в ряде дел были заключены мировые соглашения.
Дело в отношении Новороссийского морского торгового порта дошло до Президиума ВС РФ, который отменил решение антимонопольного органа.
2015 год
2015 год
Развитие службы
29 ноября 2016 года на первом заседании Рабочей группы ФАС России установлен план по отмене национального и «внутрисетевого» роуминга.
Осенью 2018 года российские сотовые операторы отменили по предписанию ФАС внутрисетевой и национальный роуминг. Исключением оставался Крымский полуостров.
10 июля 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О связи», фиксирующие в законодательстве отмену роуминга на территории России.
2015 год
2016-2018 годы
2016-2018 годы
«Большой цифровой кот»
Введен в действие программный комплекс, направленный на дистанционное отслеживание признаков сговора на электронных закупках и получивший ироничное название «Большой цифровой кот». ФАС России получила возможность собрать часть доказательств до проведения выездных проверок.
Увеличилось количество дел, основанных на совокупности косвенных доказательств: совпадении IP-адресов, свойств документов и даже алгоритмов поведения участников торгов.
Расширение практики по борьбе с картелями на торгах
Формируется судебная практика, поддерживающая позицию ФАС России о достаточности совокупности косвенных доказательств для доказывания антимонопольного нарушения, в отсутствие прямых доказательств сговора.
Увеличение контроля за глобальными сделками, в том числе на цифровых рынках, сопровождающееся увеличением сроков рассмотрения соответствующих сделок и использованием, наряду с выдачей предписания, механизма определения предварительных условий для одобрения сделки.
Проводятся активные консультации с зарубежными конкурентными ведомствами в связи с рассмотрением глобальных сделок с использованием института отказа сторон сделки от конфиденциальности предоставленной информации («вейверов»).
2018 год
ФАС России согласовала сделку по слиянию Bayer и Monsanto. Bayer предписывалось:
• организовать трансфер технологий в области селекции семян и цифрового земледелия российским получателям;
• предоставить недискриминационный доступ к технологиям цифрового земледелия – цифровым приложениям и цифровой платформе – после коммерческого вывода данных решений на российский рынок;
• участвовать в создании научно-учебного центра биотехнологий растений, в рамках которого проводить образовательные программы для российских специалистов.
Европейская комиссия также рассматривала сделку по слиянию Bayer и Monsanto. Сделка согласована с рядом условий: продать отдельные направления бизнеса, осуществить трансфер трех научно-исследовательских проектов в области разработки неселективных гербицидов, осуществить лицензирование портфеля решений в области цифрового земледелия и т.д.
2018 год
2018 год
Согласно подготовленному Global Competition Review рейтингу эффективности конкурентных ведомств по итогам 2018 года ФАС России вошла в десятку государств с наиболее эффективным конкурентным правоприменением. «В рейтинге Global Competition Review ФАС России начинала с 34 места, теперь мы вошли в десятку лучших. Я считаю, что это значительный результат. Сейчас мы находимся на одной ступени с конкурентными ведомствами Канады, Италии, Греции, Мексики, Португалии и Испании. Это хорошая компания, но мы планируем развиваться дальше», – заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
2018 год
Принят закон «Об антимонопольном комплаенсе», целью которого является снижение рисков и предотвращение нарушений антимонопольного законодательства.
2020 год
Комиссия ФАС России вынесла первые решения по параллельному импорту
Действия компаний – производителей автозапчастей были признаны актом недобросовестной конкуренции.
Импортеры предпринимали попытки получения разрешения на ввоз приобретенных за пределами Российской Федерации оригинальных автомобильных запчастей, маркированных товарными знаками правообладателей, однако их обращения не были рассмотрены.
Впервые воспрепятствование правообладателем деятельности независимых импортеров признано нарушением антимонопольного законодательства.
2020 год
Выберите тип событий:
Открыть все
В подготовке таймлайна участвовала Мария Бардина,
младший юрист Вryan Cave Leighton Paisner